Литературный стиль Ветхого и Нового Заветов. Учимся понимать и толковать Писание.

В литературе независимо от читателя и его мировосприятия существует жанр, который определяет что есть написанное: детектив, роман… и т.д.
Чтобы правильно понимать и толковать Писание – важно для начала понимать, есть ли в Библии такие литературные особенности, или это простое повествование?
Какие мы знаем жанры в Библии:

  1. Учение: Большая часть Книги Левит состоит из подробных указаний, предназначенных для израильских священнослужителей. Притчи содержат советы относительно денежных дел, взаимоотношений между людьми и полевых работ. Послания Павла конкретным церквям содержат как доктринальное учение, так и практические рекомендации.
  2. Пророки: Книги пророков Исаии, Иеремии и Иезекииля – три наиболее значительные по объему пророческие книги – суть сборники проповедей, произнесенных этими людьми на протяжении всего их пророческого служения. Эти книги вовсе не следует читать залпом, одну за другой. Секрет к пониманию этих произведений лежит в необходимости выявить начало и конец отдельной проповеди и читать их в порядке строгой очередности: лишь окончив одну, можно переходить к другой. К примеру, глава прерывается, и такие обращения, как ” И сказал Исаия Езекии: выслушай слово Господа Саваофа: (RST77 Исаия 39:5)…” и в другом месте “В начале царствования Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, было такое слово от Господа: так говорит Господь: стань на дворе дома Господня и скажи ко всем городам Иудеи, приходящим на поклонение в дом Господень, все те слова, какие повелю тебе сказать им; не убавь ни слова. (RST77 Иеремия 26:1,2)…”, представляют собой хорошие указатели, или ориентиры. Меньшие по объему книги, как например, пророков Аввакума, Амоса и Наума, могут содержать лишь одну или несколько проповедей.
  3. Поэтические книги: В поэтических книгах, входящих в Библию, находят свое выражение все человеческие чувства. Ряд библейских книг содержит стихи и поэмы. Псалтирь и Книгу Песни Песней можно полностью отнести к поэзии, а многие книги пророков смело назвать поэтическими. Во многих языках стихи основываются на рифме или повторении звуков. Древнееврейская поэзия основывается на повторении схожих образов и представлений. Стих 8 Пс. 18 служит прекрасным примером этих параллельно следующих друг другу образов: “Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых”. Эти две строки параллельны друг другу, причем здесь понятия “закон” и “откровение” -синонимы, которые относятся к Священному Писанию. Как “закон”, так и “откровение” исходит от Господа. Качественно оба этих понятия несут положительный заряд, поскольку “закон совершен”, а “откровение верно и умудряет”. К тому же и то, и другое по-своему воздействуют на людей, врачуя их души и вразумляя их. Иногда бывает так, что противоположные образы идут параллельно друг другу, как, например, в Пс. 19:8: “Иные – колесницами, иные – конями, а мы именем Господа, Бога нашего, хвалимся…” В этом псалме “иные” и “мы” противопоставляются друг другу. Упованию на Господа противопоставлена надежда на физическую силу.
  4. Апокалипсические книги: некоторые примеры этого мы можем найти в Книге пророка Даниила, в Евангелии от Матфея (глава 24), в Евангелии от Марка (глава 13), в Евангелии от Луки (главы 17 и 21) и в Книге Откровение.
  5. Для правильного толкования библейских текстов необходимо помнить, что авторы Библии писали, используя различные, литературные стили даже в пределах одной книги или главы. Поэтому важно значь, с каким жанром мы имеем дело. Является ли данный текст поэзией, пророчеством или повествованием? Пользуется ли автор символическими, образными или апокалипсическими средствами, чтобы передать свою идею? Имеются ли там притчи, аллегории и другие приемы речи, которые необходимо распознать? Знание литературных форм и способов выражения авторской мысли убережет вас от неправильного понимания.
  6. Наблюдение – это выделение основных моментов при чтении фрагмента библейского текста. Оно стремится ответить на вопрос: “О чем говорится в данном отрывке?”
  7. При общении со Словом Божьим нужно иметь терпение и решимость продолжать изучать его до полного понимания. Следует предостеречь слушателей от углубления в излишние детали и подробности, но при этом не ограничиваться лишь беглым взглядом на тот или иной стих. Задавайте наводящие вопросы и вместе со слушающими доискивайтесь до истинного смысла. Учитесь видеть и различать в тексте главное и отделять его от второстепенного.
  8. Задавайте основные вопросы: “кто?”, “где?”, “когда?”, “что?” и “почему?”

Вот что поможет лучше понять Писание:

Отмечайте: Не только, что было записано или сказано, Но о ком, Кому, Какими словами, В какое время, С какой целью, При каких обстоятельствах, Учитывая все предшествующее, И последующее

А. Кто (Люди). Какие действующие лица принимают участие в повествовании и что мы можем узнать о них из этого отрывка?

Б. Где (Место). В каких местах происходят события? Какие указаны здания, города, народы или памятные места?

В. Когда (Время). Когда происходили эти события? Указана ли их продолжительность? В какой момент истории искупления происходит действие?

Г. Что (События, идеи). О чем идет речь в повествовании? Какие события происходят? Какие сообщаются идеи? Каков тон отрывка – радостный, печальный, победный или говорит о поражении? Есть ли в отрывке ключевые идеи или ключевые слова? Какие даются в нем обетования, повеления или предостережения? Какие образные выражения употребляются, если они вообще есть?

Д. Почему (Причина). Почему автор говорит все это? Иными словами, что было сказано автором прежде? Что потом? Каким образом данный текст связывает между собой предшествующее и последующее?

При наблюдении требуется подмечать множество деталей, поэтому совершенно необходимо записывать все, на что Святой Дух обращает наше внимание. Большинство из нас не блещет хорошей памятью; со временем мы все забываем. Запись результатов наблюдения сбережет нам время в будущем, когда мы вернемся к изучению того же отрывка. И вместо того, чтобы начинать все сначала, мы сможем сразу перейти к более глубокому анализу текста.

Вопрос-задание: Проведите наблюдение с выбранным отрывком (Деян.1:6-11). На отдельном листе бумаге ответьте на следующие вопросы. Помните, что ответов на вопрос “Что?” будет больше всего.

  1. Евангелие от Марка:
  2. «И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним». (RST77 От Марка 1:18)
  3.  «Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им». (RST77 От Марка 1:31)
  4.  «Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово». (RST77 От Марка 2:2)