Закон, заповеди и заветы к благодати и истине

подписка в телеграм

Что изображено на рисунке? Каменные таблички? Надгробие? Может это календарь ацтеков? Что за цифры изображены?

Наше христианское шаблонное представление дает нам готовые ответы. Взглянул один раз и понимаешь, что это 10 Заповедей данные Моисею на Синае

Давайте разберемся, это Закон или Заповеди?
 “Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим”. (Исход 20:2,3)

Бог делает особый упор на «ВЫВЕЛ из земли Египетской», но почему? Вывел и вывел, что зацикливаться на этом? Зачем бесконечно вспоминать это?

Но Бог не останавливается, а продолжает: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои”.

Скажите, Бог милосердно относился к еврейским беженцам? Многие считают, что Бог несправедливо уничтожал народ за любую провинность. А если милостив, то чем мы можем это подтвердить, а если нет, то как опровергнуть?

Подтверждение «И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный», (Исход 34:6)

Получается, что сама Библия подтверждает милосердие и опровергнуть милость Божью уже нельзя. Как и Моисей, будучи кротчайшим человеком, приобрел Его благоволение.
 «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле». (Числа 12:3)

Двигаясь дальше по заповедям мы обнаруживаем интересный момент:
“Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно” (Исход 20:7).

Что означает «употреблять имя Его напрасно»?

Есть такое имя на иврите, Яхве. В следующем стихе это слово переведено как “Сущий”

“Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам”.(Исход 3:14)
“А Господь есть Бог Саваоф; Сущий (Иегова) – имя Его”. (Осия 12:5)

На иврите ЯХВЕ пишется тетраграммоном, четыре буквы. Именно это Имя, которое означает “Я тот, кто Я есть” Бог и говорит не употреблять напрасно. Евреи старались избегать называть Его по этому Имени и обычно употребляли Адонай.

ТЕТРАГРАММОН

Проблема этого имени – в согласных буквах, т.к. звучит оно как ЙХВХ, поэтому из иврита взяли слово Господь, звучащее как Адонай, выкинули из него согласные буквы, а гласные буквы вставили в ЙХВХ, получился Йахова, трансформировавшееся в Иегова. В тот момент, когда иврит получил необходимые огласовки, позволяющие вставлять гласные буквы, то ЙХВХ стало ЯХВЕ.
Интересно, что в Новом Завете Христос говорит Сущий – “Я тот Который”
“Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах”; (От Матфея 16:17)

Дальше интереснее в заповедях – день субботний.

2.6.  Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты; и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.

Почему нужно хранить день субботний? Бог дает ответ в этом отрывке Писания, напоминая:
Потому что: во-первых «чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты»
И во-вторых:  «[ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою»

Многие из нас сейчас имеют рабов и сами вышли из земли Египетской? Бог конкретно говорит кому и для чего дает эту заповедь. Если у вас есть рабы и вы, или ваши предки ближайшие вышли из Египта, то однозначно суббота для вас и обязательна к соблюдению в том режиме, как это описано в Пятикнижии.

Далее, заповедь почитать родителей:  
“Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе”. (Исход 20:12)

Господь очень ценит отношение к родителям, посмотрите на следующие стихи:

“Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами”. (Исход 22:22-24)
“Когда ты отделишь все десятины произведений [земли] твоей в третий год, год десятин, и отдашь левиту, пришельцу, сироте и вдове, чтоб они ели в жилищах твоих и насыщались, тогда скажи пред Господом Богом твоим: я отобрал от дома [моего] святыню и отдал ее левиту, пришельцу, сироте и вдове, по всем повелениям Твоим, которые Ты заповедал мне: я не преступил заповедей Твоих и не забыл”; (Второзаконие 26:12,13)

И вот следующее место говорит о нарушении этой заповеди в Израиле:

“И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах, – сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение. И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое”. (От Марка 12:38-44)

Глава 12 заканчивается на это месте и как бы заканчивается история со вдовой, а эмоции Христа остаются за кадром, т.е. только в следующей главе Христос высказывается по этому поводу, но при разрыве истории на главы этот момент незаслуженно опускается.

 “И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне”. (От Марка 13:1,2)

Ревность Иисуса Христа проявляется! Фарисеи с книжниками помешались на субботе, но главное в законе забыли!
“Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений”. (Осия 6:6)

Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего. Слова сии изрек Господь ко всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака громогласно, и более не говорил, и написал их на двух каменных скрижалях, и дал их мне». (Второзаконие 5:6-22)

Просто ли так Господь дал эти скрижали?

И пришел Моисей и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем [и будем послушны]. И написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по числу двенадцати колен Израилевых; и послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу [Богу]. Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а другою половиною окропил жертвенник; и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны. И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих. (Исход 24:3-8)

Евреи получили тогда не только скрижали и Закон, но гора Синай была местом заключения Завета! Как и заключение Нового Завета – 12 колен/12 учеников, кровь которой окроплял Моисей/чаша с вином как символ крови Христа

“И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается”. (От Луки 22:19,20)

Первый Завет и Новый Завет оба были заключены через кровь.

Но, вернемся к законам, заповедям и заветам

“Если будешь строить новый дом, то сделай перила около кровли твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, когда кто-нибудь упадет с него. Не засевай виноградника своего двумя родами семян, чтобы не сделать тебе заклятым сбора семян, которые ты посеешь вместе с плодами виноградника [своего]. Не паши на воле и осле вместе. Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе. Сделай себе кисточки на четырех углах покрывала твоего, которым ты покрываешься”. (Второзаконие 22:8-12)

Кому-нибудь приходила мысль делать перила вокруг крыши? А одежду все носят только сотканную из одного вещества? А кисточки на одеялах все имеете?

Есть законы предназначенные непосредственно для евреев и в Ветхом завете добрая часть из них имеет отношение только к ним.

А что имеет отношение к нам? Что нам нужно исполнять, а что нет?

“Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки”. (От Матфея 22:36-40)

“на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки”

“Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий”. (Деяния 13:38,39)

А теперь откройте Писание и запомните отрывок из Него:

“По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они”. (Деяния 15:7-11)

Лукавый пытается повесить на верующих в Иисуса Христа дополнительное «иго» только бы они удалились от него и от благодати данной Им.