Что такое образ и как он используется в Библии

Что такое образ? В Библии много раз употребляется слово образ (εικον – образ, подобие, изваяние, изображение), которое многие проповедники используют при любом удобном случае. Читается εικον -эйкон. Очень напоминает русское слово – икона, которое часто называют “образом”.
Давайте рассмотрим как Писание использует слово -образ :

Первое упоминание об образах? Где об этом говорится?

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (RST77 Бытие 1:26,27)

Образ можно сравнить с отражением в зеркале – когда мы видим свою копию. Удивительно, но Бог сделал копию себя в теле человека. Как отражение в зеркале обладает только общими чертами, так человек только общими чертами похож на Бога, но не обладает Его свойствами и качествами.
Далее, Бог заложил в человека возможность к самовоспроизводству:

Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. (RST77 Бытие 5:3)
кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; (RST77 Бытие 9:6)

Далее, Писание расширяет понимание образа материального до символов, вкладывая в это слово больше чем просто “отражение” или “подобие”

Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего. (RST77 К Римлянам 5:14)

Павел утверждает, что можно преобразиться в образ Господень взирая на славу Господню:

Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа. (RST77 2-е Коринфянам 3:15-18)

Христос явил собою образ Бога невидимого:

Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого. Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Иисуса, (RST77 2-е Коринфянам 4:3-5)

Крещение – это образ Божьей милости и долготерпения как во дни Ноя спасший 8 человек, так и нас сейчас спасает воскресением Христа, через призвание Его в свою жизнь.

некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы. (RST77 1-е Петра 3:20-22)

Также образами для нас послужили примеры странствования народа еврейского по пустыне, когда Моисей давал духовное, а народ требовал физического.

Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. (RST77 1-е Коринфянам 10:1-6)

При чтении Писания, обратите внимание, что сравнение в образах всегда идет по нарастанию, пример:
1 – Скиния данная Моисею:
2 – И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (RST От Иоанна 1:14)

Т.е. Иисус стал той самой скинией.

σκηνη  ( скэнэ) – скиния, шатер, палатка, куща, обитель. То, что было простой палаткой, стало большим чем просто палаткой. Бог не мог больше ограничиваться до таких маленьких размеров в одном конкретном месте. Растет народ, растет число верующих в Бога – нужно что-то принципиально новое! Иисус Христос заменяет собой эту самую скинию для того, чтобы каждый мог быть в присутствии Божьем, но если раньше в скинию далеко не каждого пускали, то теперь это может делать кто угодно, без ограничений, потому что:

[Сим] Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, [относящимися] до плоти, установлены были только до времени исправления. Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. (RST К Евреям 9:8-12)

Но мы не стоим на месте, двигаемся по нарастанию: Скиния – это Церковь у которой есть призвание

Апостол Пётр изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков, как написано:

Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие. Ведомы Богу от вечности все дела Его. (Книга Деяния, глава 15, стихи 14-18)

Но, как сказал ранее, Писание по нарастающей использует образы, поэтому дальше  – Новый Иерусалим как скиния:

И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. (RST Откровение 21:2-5)

И если раньше Бог только в одной скинии Сам пребывал посреди народа, то в конце Бог и народ будут жить вместе в одной скинии.
Поэтому, когда видите в Писании использование образов, то ищите продолжение использования этого слова. Образ – это не законченное сравнение, а только попытка намекнуть и подвести к большему откровению, которая раскроет суть сравнения.