Теория JEPD, Яхвист, Элохист, Священнический кодекс и Второзаконие.

Рассматривая теорию JEPD или как еще ее называют Документарная теория следует принять во внимание, что это только теория. Прошу не делать никаких выводов в самом начале этого исследования.

Для начала разберемся в аббревиатурах:
Четырьмя буквами означают объединение в Пятикнижии четырех разных источников, написанных в разное время и разными людьми. Как утверждается, эти люди имели свои цели написания текста и основывались на имеющейся у них информации. При этом, авторы были расположены по времени написания не менее чем на 500 лет друг от друга. Теория JEPD подразумевает, что четыре источника впоследствии были соединенены вместе как одно целое. Теория не возникла на ровном месте. Повторяющиеся места в Писании подсказали исследователям, что возможно эти источники были объединены вместе. Например:
1. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
(Бытие 1:27)
2. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
(Бытие 2:7)
Мы видим, что два события описаны двумя разными предложениями. Означает ли это, что было два разных источника? Приступаем к исследованию:

1. Яхвист (J)
Бог представляется близким, Он сам прогуливается по саду, разговаривает лично с Адамом и Евой, затворяет дверь ковчега. Все моменты, которые Бог делает лично сам – относят к Яхвисту.
Например: “И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал”(Бытие 2:8) При чтении создается впечатление, что Бог сам брал лопату и лично прикапывал саженцы.
Название взялось за основу от имени Бога Яхве, которым он представился Моисею в горящем кусте.
Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам. (Исход 3:14)
На иврите ЯХВЕ пишется тетраграммоном, четыре буквы. Именно это Имя, которое означает “Я тот, кто Я есть” Бог и говорит не употреблять напрасно. Подробнее это Имя раскрывается в статье по ссылке

2. Элохист (E)
Имя Бога «Элохим» означает: «Бог крепкий» или «Господь творящий». В целом, по теории, источник Элохист тщательно смешан и чередуется с источником Яхвиста. В Элохисте Бог становится несколько отдаленным и не действует непосредственно, но является во снах, видениях, обращается к людям чтобы они выполнили какое-либо поручение, а также управляет через ангелов. Согласно теории, собственное имя Бога было неизвестно до Моисея, поэтому Бог в этом документе назван Элохим (Бог), так подразумевается, что до Моисея был известен только Элохим, но как Бог отрылся Моисею, так началась эпоха Яхве. Считается, что именно этот источник был написан первым.
По ссылке разбивка текста двух глав на Яхвист и Элохист

3. Священнический кодекс (P)
Как утверждает теория, в истории Израиля возникла необходимость левитам поднять свой авторитет в народе, поэтому был написан текст показывающий Бога нуждающимся в служителях. Например Бог должен иметь свое жилище и ему делают скинию, нуждается в приношениях жертв, курении. Бог непосредственно принимает участие в жизни народа – то мяса даст, то змей нагонит. В итоге получилось, что священнический кодекс культовый документ написанный левитами как богослужебная книга и обязательная для исполнения в народе.
Подразумевается, что этот кодекс был написан уже после расселения евреев по своим землям и даже, скорее всего, во время Второго Храма. Подсчитано, что по тексту около 50 случаев, когда закон дается в разных версиях, причём одна из версий дополняет или написана другими словами, например, Левит 11:1-47 и Второзаконие 14:3-20.

4. Второзаконие (D)
Следует обратить внимание, что гипотеза JEPD касается только Пятикнижия. Подразумевается, что имея на руках какие-то документы авторы Яхвиста, Элохиста, Священнического кодекса переписывали и исправляли под свои нужды текст, добавляли и смешивали чтобы получить на выходе нужную им книгу. Но, книга Второзаконие выбивается их этого списка. Ее немецкий теолог Де Ветте обозначил отдельной книгой, т.к. она сильно отличается по стилю, языку от всех остальных книг Пятикнижия. По его мнению, в ней не наблюдается присутствия текста из источников JEP, значит, она представляет собой отдельный документ. Трактовка гипотезы описывает Бога как абстрактного, который живет на небе, а в храме только Его Имя, выступающее посредником. Подразумевается, что автор Второзакония имел целью утвердить культ левитов и подчинить народ.

Теория дает описание всех четырех источников с целью обозначить как эти источники были объединены и какую цель преследовали. Обратите внимание на следующую диаграмму чередования стихов из обсуждаемой темы:

теория Элохист Яхвист
Распределение документов Яхвист, Элохист и Священнический кодекс, а также материала, добавленного при объединении источников (редактор) в первых четырех книгах Пятикнижия.

Критика документальной теории JEPD
Теория зародилась в начале 18 века, когда обратили внимание на повторяющиеся тексты, далее в 19 веке было ее бурное обсуждение и попытки утвердить как достоверный факт. Множество библеистов выросли на этой теории, однако в 20 веке теория стала утрачивать популярность и последователей по нескольким причинам:
1. Главная причина теория остается только теорией – нет ни одного документального доказательства и факта о наличии двух или даже трех-четырех разных источников. То, что не имеет документального подтверждения – не является фактом! Ни Кумранские свитки, ни какие-либо другие находки не подтвердили теорию.
Если бы такие голые теории можно было рассматривать как доказанные, то мы имели бы сейчас тысячи докторских диссертаций основанных на несуществующих источниках “Q”, протоисточниках (прото-евангелиях). Это не пустые слова, т.к. такие попытки известны истории, когда внедрение понятий источников “Q”, “Q1”, “Q2” и так далее до бесконечности  – подрывают сам авторитет Священного Писания. В итоге получается на выходе, что уже не Бог давал Слово авторам, а они сами как хотели составляли текст под свои нужды.

2. Сложность выполнения соединения текстов.
Это вот вы сейчас сидите и нажимая клавиши Ctrl+C и Ctrl+V в течении дня можете сформировать тексты, книги любой длины и толщины фолианты. Теперь представьте себя с хрупким папирусом, чернилами и гусиным пером, прибавьте к этому превосходное знание всех четырех источников и наличие у вас их на столе. Сколько вам потребуется сил и времени составить текст дошедший до нас в таком виде?

3. Повторяющиеся тексты современные теологи, например Ф. М. Кросс, считают не более чем древнееврейской поэзией, способом красочно донести до читателя всю необходимую информацию разными приемами, чередуя жанры и слог.
Эта версия хоть и краткая, но наиболее достоверная, т.к. легко проверяется и подтверждается не только в Пятикнижии, но и в пророческих, поэтических и исторических книгах. Особенно примечателен тот факт, что большинство книг Ветхого Завета в равной степени содержат все перечисленные жанры.

Итог исследования теории JEPD
В настоящее время это не популярная теория, которая имеет больше вопросов, чем подтверждений. Не выдерживает критики и может рассматриваться только как дополнительный материал для изучения Библии. Чтобы твердо устоять в вере и не дать повода не утвержденному, смущающемуся человеку отойти от Христа, не стать виновным в погибели души – нужно крайне осторожно использовать подобные теории. Сейчас в мире популярны теории, что вся Библия была переписана и изменена в угоду священникам. Утвердждая, поддерживая теории подобные JEPD мы можем невольно стать соучастниками в подрыве достоверности, богодухновенности  авторитета Священного Писания.

И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей. (Откровение 22:18,19)