Две лепты вдовы

Часто приходится слышать, что самое лучшее пожертвование сделала вдова, которая положила все, что имела в сокровищницу, тем более, её за это похвалил Сам Христос. Говорят о том, что нужно с таким же отношением и нам подходить к пожертвованиям, служению. Отдавать всё и тогда Христос это заметит и похвалит.

Давайте разберемся, все ли так правильно в этой истории?
Прочитаем сам отрывок:
38 И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и [принимать] приветствия в народных собраниях, 39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом [месте] на пиршествах, – 40 сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.
41 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. 42 Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. 43 Подозвав учеников Своих, [Иисус] сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, 44 ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое. (RST От Марка 12:38-44)

Я не нахожу из текста  похвалы Христа. Вы видите?! Только одна констатация факта. Нет слов о правильности поступка, нет пожелания “поступайте также” и даже не сказано, что вдове это идет в какую-либо заслугу.
Христос говорит, что она положила все, что имела на тот день, все свое пропитание.
Я уже говорил, что неправильно разрывать контекст отрывка. Для большинства читателей история на этом заканчивается, но только не для Христа. Он встает и выходит из Храма:
1 И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! 2 Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне. (RST От Марка 13:1,2)

Почему ответ Христа такой? Только ли это пророчество? Нет. Христос, конечно знает о будущем разрушении Храма, но Он сейчас в негодовании, потому что Он видел прямое нарушение Закона о вдовах. Он пророчествует потому-что видит конец происходящему беззаконию:
 Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; 23 если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, 24 и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами. (RST Исход 22:22-24)
Нарушение закона в том, что вдова должна находиться на обеспечении у народа. Ей положено иметь пропитание независимо от имеющихся у нее денег и Христа возмущает факт, что она отдала последнее. Христос говорит по этому поводу:
 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. (RST77 От Матфея 23:14)
Христос прекрасно знает, что написано в Законе о вдовах священников:
13 когда же дочь священника будет вдова, или разведенная, и детей нет у нее, и возвратится в дом отца своего, как [была] в юности своей, тогда она может есть хлеб отца своего; а посторонний никто не должен есть его. (RST Левит 22:13)
Знает о простых вдовах, сиротах и даже просто о пришельцах из других земель. Пропитание на них должно быть отложено!
 По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год и клади [сие] в жилищах твоих;  и пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые [находятся] в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать. (RST Второзаконие 14:28,29)
Тоже самое правило распространяется и на новозаветную эпоху. Апостолы выделили на служение раздаяния еды вдовам людей, которые посвятили себя этому служению.
В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.  Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу,  а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. (RST77 Деяния 6:1-4)

Я не нахожу в этой истории примера для нас в пожертвовании, которое сделала вдова, но в истории много говорится о том, как нужно заботиться о тех, кто не имеет зарабатывать деньги, не имеет никакого пропитания от своей земли и может рассчитывать только на братьев и сестер в церкви, которые заметят нужду и придут на помощь. Вот это будет действительно угодно Богу, это заметит Христос и похвалит. Он говорил об этом напрямую в притче о самарянине:
36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? 37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. (Лук.10:36,37)

Итак, Христос призывает быть ближним к нуждающимся, оказывать милость попавшим в трудное положение. А не слушать басни, что нужно пожертвовать последнее, что имеешь.

Дальше примеры проповедей, которые вводят в заблуждение и отторгают сомневающихся от Царства Божьего:

1. Неизвестный автор
Лепта вдовы – это один из сильнейших образов Евангелия. Это исполнение закона в любых обстоятельствах. Вдова, отдающае все свои деньги, все, на что можно купить еду, в душе своей не рассчитывает на воздаяние от Бога. Она не зависима в своих отношениях с Богом от своего благополучия и достатка. Эта свобода в отношениях с Богом является частью смирения. Это отношения свободы и стояния перед Богом, который заботится о каждом. Мы не умеем замечать того, сколько и как Бог совершает для нас. Его забота и любовь незаметны. Но они всегда с нами. Искушения же, с которыми мы сталкиваемся, это только упражнения для нашего сердца и духа. Это упражнения смирения и верности пути христианина и страданиям Христа. Но ничего не будет нам, если наша верность Христу будет каждый день подкрепляться молитвой и стремлением сердца к совершению дел угодных Богу.

2: Баркли:
94 -44 ВЕЛИЧАЙШИЙ ДАР (Мар. 12,41-44)

95 Между двором язычников и двором женщин находились красивые ворота. Вполне возможно, что Иисус пошел туда, чтобы посидеть спокойно после споров и неприятностей во дворе язычников и обсуждений в переходах храма. Во дворе женщин стояли ящики для пожертвований, числом тринадцать, которых называли “Трубы” из-за их формы, и каждый из которых был предназначен для определенной цели, например, чтобы купить зерно, вино или масло для жертвоприношений. Были здесь ящики для пожертвований на ежедневные жертвоприношения и на храмовые расходы. Многие люди опускали в ящики довольно значительные суммы, а вот теперь пришла вдова и опустила в ящик две полушки, лепту, по-гречески лептон, что в буквальном смысле значит тонкая. Это была самая мелкая монета 1/124 динария, и все же Иисус сказал, что пожертвование вдовы было больше всех прочих, потому что другие опустили то, что им было легко отдать, ведь у них еще много оставалось, а вдова опустила в ящик все, что у нее было. Это урок нам, каким должно быть даяние.

96 1. Подлинное даяние должно быть доброжелательным, жертвенным. Не имеет значение размер самого даяния, но главное – это его стоимость для дающего. Подлинно щедрый дает и тогда, когда это ущемляет его самого. Даяния многих людей на дело Божье едва ли можно назвать доброжелательными и жертвенными. Лишь немногие готовы отказаться от своих удобств, чтобы дать больше на дела Божьи. Когда дары и даяния приходится получать с помощью уговоров, а многие и вовсе отказываются давать, если они не получат что-нибудь взамен в виде развлечений или материальных ценностей, это признак настоящего упадка Церкви и несостоятельности нашего христианства. Лишь немногие из нас могут читать эту историю без чувства стыда.

97 2. В подлинном даянии есть нечто безрассудное. Может быть, у этой женщины и была всего одна монета, может быть, это было немного, но все же это было что-то, и она отдала все, что имела, и в этом великая правда. Наша трагедия в том и заключается, что мы так часто не отдаем какую-то долю себя, своей жизни, своей деятельности Христу. Мы почти всегда удерживаем что-то для себя, очень редко готовы пожертвовать последним и полностью отказаться от себя.

98 3. Удивительно и примечательно, что Новый Завет и Иисус донесли до нас через всю историю, как пример щедрости человека, пожертвовавшего две полушки. Может быть, кому-то кажется, что у него мало материальных ценностей или личного дарования, которые он мог бы отдать Христу, но если он соберет все это и предоставит в Его распоряжение, Иисус сможет сотворить с миром и с нами такое, что мы даже представить себе не можем. (BARC От Марка 12:94-98)

3. Две лепты вдовы
Иисус находился во дворе храма, где стояли ящики для пожертвований, и наблюдал за теми, кто клал в них свои дары. Многие богачи приносили большие суммы и, опуская их в сокровищницы, стремились привлечь к себе всеобщее внимание. Иисус с печалью смотрел на это, но ничего не сказал о таких щедрых дарах. Но Он увидел бедную вдову, робко подходившую к сокровищнице. Когда проходили богатые и надменные люди, она отступала в сторону, едва осмеливаясь идти дальше. Ей так хотелось сделать хоть что-то, хоть самую малость для дела Божьего, которое она любила! Вдова смотрела на дар, который лежал в ее руке, – такой ничтожный по сравнению с дарами других… Но это было все, что она имела: Выбрав подходящий момент, она торопливо опустила в ящик свои две лепты и поспешила прочь. Но, удаляясь, заметила, что Иисус пристально и одобрительно смотрит на нее.

Спаситель подозвал Своих учеников и обратил их внимание на эту бедную женщину, и вот она услышала слова похвалы: “Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех в сокровищницу”. Слезы показались на ее глазах, когда она увидела, что ее поступок не остался незамеченным и был оценен Христом по достоинству. Многие посоветовали бы ей оставить эти жалкие гроши для себя. Попав в руки раздобревших священников, они затеряются среди более ценных даров, принесенных в сокровищницу. Но Иисус понимал, почему она так поступила. Вдова верила, что служба в храме – это Божье дело, и хотела чем-нибудь поддержать его и сделала, что могла. Этот поступок будет памятным во все времена и станет ее радостью в вечности. Она вложила в этот дар свое сердце, и потому ценность его определяется не достоинством монеты, но любовью к Богу и стремлением внести свою малую долю в Его дело.

Иисус сказал о бедной вдове: “Она положила больше всех”. Богатые приносили дар от избытка своего, причем зачастую для того только, чтобы люди почитали их. Хотя дары были огромны, это никак не ущемляло их привычек к роскоши; фактически они не жертвовали ничем, и потому дары эти не шли ни в какое сравнение с лептой вдовы.