Какие образы мы видим в Библии

Использование образов дает читателю возможность составить представление о предмете который обсуждается. По образу можно судить о форме, характере и предназначении предмета. К примеру художники пишут картины с человека, который позирует. Художник старается передать не только точные черты лица, но и выражение губ, глаз, с которых можно судить о настроении человека в данный момент. Чем более опытный художник, тем более точно он передает мельчайшие детали.

Толковый словарь Ожегова дает такое определение образу:
ОБРАЗ: а, мн. ы, ов, м. 1. В философии: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. 2. Вид, облик. Создать что-н. по своему образу и подобию (т. е. похожим на себя; книжн.). Потерять о. человеческий (то же, что потерять облик человеческий). В образе кого-н. (в виде кого-н.). 3. Живое, наглядное представление о ком-чёмн. Светлый образ матери. 4. В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэт мыслит образами. 5. В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин о. скупца. Артист вошёл в о. (вжился в роль). 6. чего. Порядок, направление чего-н., способ. О. жизни. О. мыслей. О. действий.

Когда человек читает книгу, то он видит не буквы, а мозг рисует в голове картины происходящие за текстом. Воображение человека помогает представлять все живо и действенно. Пожалуй, другим способом было бы очень сложно запомнить написанное. Например техническая документация сложнее для запоминания, чем художественная книга. На каждое слово мозг дает нам образ. Если написано слово “берёза”, то в голове всплывает образ березы, мы представляем знакомое дерево. Ребенок впервые услышав незнакомое слово спрашивает – “а что это” для того, чтобы в голове появился образ с которым он в следующий раз будет ассоциировать это слово.

В Библии тоже многократно используется образы для передачи информации о том или ином событии.  Если читаем о переходе евреев через Красное море, то как в фильме прокручиваются кадры расступающийся воды и идущих по дну людей. Каждый раз, когда мы читаем текст, мы создаем своего рода фильм в нашей голове и потом спустя много времени можем возвращаться к этим образам и как бы пересматривать их.

Апостол Павел приводит такой пример используя слово 5480 (номер Стронга),χάραγμα переводится как: знак, отпечаток, след, начертание; 2. образ, изображение. : “Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого”. (Деяния 17:29) этим показывая грекам в городе Афины, что идол сделанный руками человеческими не может быть богом. Творение не выше Творца.
А в Риме Павел говорит слушателям: “Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.” (К Римлянам 5:14) Говоря, что Адам это образ не только прошедшего, но и будущего.
Мы знаем с вами, что Адам и сам был сотворен по образу и подобию Божьему. Сейчас мы говорим именно о том образе, который в Ветхом Завете и используется на иврите. Слово образ 6754 (номер Стронга),צֶלֶם  переводится как  образ, изображение.
 Быт.1:26 “И сказал Бог: сотворим человека по образу 6754 Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле”.

Отсюда мы видим, что Бог сам использует образ для того, чтобы мы понимали почему человек сотворен именно таким: руки, ноги, голова, туловище. Это образ Божий! Бытие 9:6 .”.. ибо человек создан по образу Божию”.  При чем, Бог сотворил и женщину, которая вроде бы тоже имеет такой же образ как Бог, но взяв ребро Адама Бог из него создал женщину, которая хоть и выглядит утонченно, но способна рожать детей, которые повторяют образ родителей, как это написано в книге Бытие 5:3 “Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.”

Удивительно, но все последующие места с использованием слова обозначающего образ Адама צֶלֶם  используется для обозначения идолов, изваяний и изображений. Например у пророка Амоса 5:26 “Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали для себя.” и в других местах: Чис.33:52 , 1Цар.6:5, 1Цар.6:11, 4Цар.11:18, 2Пар.23:17, Пс.38:7, Пс.72:20, Иез.7:20,  Иез.23:14,
При этом, в переводе не всегда очевидно использования этого слова, например как в Псалме 72:20 “Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив [их], уничтожишь мечтыих”.  По выходу из Египта евреи упорно стремились создать себе образ Бога в виде быка и каждый раз это оскорбляло Бога, приводило в возмущение. Не это ли делают люди, для которых бог есть власть, деньги, слава? Люди сначала теряют образ Бога, затем свой собственный, в погоне за собственными похотями.

Стоит обратить внимание, что в Новом Завете именно слово 5480, χάραγμα  имеющее перевод на русский: 1 знак, отпечаток, след, начертание; 2. образ, изображение используется один раз Павлом в книге Деяния и остальные случаи в книге Откровение, для обозначения начертания или знака на руку или чело
Откр.13:16 “И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их,” 
(Откр.13:17 Откр.14:9 Откр.14:11 Откр.15:2  Откр.16:2  Откр.19:20  Откр.20:4 ) При этом образ зверя обозначается следующим словом.

Особое значение для нас имеет другое слово: 1504, εἰκών
образ, подобие, изваяние, изображение; син. 3667 (ὁμοίωμα), 3669 (ὁμοίωσις); LXX: 06754 (צֶלֶם‎).
Потому что именно это слово связывает в тексте Адама, Христа и нас.
Поскольку Христос был еще до сотворения мира, Он уже имел тот образ с которого был сотворен человек и апостол Павел пишет об этом в послании к Колосянам 1:15 “Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари”; сталкиваясь со сложностью объяснить язычникам и фарисеям природу Христа, Который уже был еще до Своего воплощения на земле и Который явил тем самым образ Бога невидимого
2 Коринфянам.4:4 “для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого”.

При этом Бог не только показывает Себя в образе Христа, но и возвращает человека в первоначальное состояние, к тому образу, который был задуман при сотворении человека, но потеряли его при грехопадении  Римлянам 1:23 “и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся”. Через Иисуса Христа происходит восстановление человека дорогой ценой, когда на Голгофе Христос своим послушанием Богу заключает Новый Завет в Своей Крови с каждым желающим восстановить свой образ, облечься во Христа, как пишет Павел в послании к Колосянам 3:10 “и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его”, 1Кор.15:49 “И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.” При этом Христос не оставил нас наедине с проблемами, но продолжает присутствовать с нами дальше.

И вот, возвращаясь к тому, с чего начали мы видим как в голове создается образ Бога в лице Иисуса Христа, потому что Бог так задумал и это было Его желание показать нам Себя в обличии, характере, сущности. В разговоре с Филиппом Христос в недоумении отвечает ему на вопрос показать Отца “Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?” (От Иоанна 14:9) мы видим Бога когда Христос проявляет милосердие, оказывает любовь, наставляет и научает – не это ли мы видим в образе тех людей, которые также служат другим людям не получая здесь на земле никакой награды? Люди. которые бесстрашно проповедуют там, где за это полагается смерть – это образ Христа! Мы видим в этих примерах как Бог работает в жизнях людей, которые служат другим людям, находятся в послушании Богу и изменяют жизни других людей показывая лучший путь – который есть Христос.
Задумайтесь, какой образ из тех, что вы увидели сегодня, вам ближе?