- Перед входом в землю обетованную Господь хочет напомнить людям насколько они зависимы от Него. Сорокалетнее странствование евреев по пустыне показало им всю свою немощь перед трудностями и Божью руку помогающую им преодолевать их. В самом начале книги Моисей повторяет перед народом что с ними случилось во время странствования, т.е. это было своего рода повторением пройденного с целью запоминания на будущее во избежание сделанных ошибок.
- Обзор истории (гл.1-3) Книга написана в форме речи Моисея (одной речи или более), обращенной к народу, стоящего станом на восточном берегу реки Иордан и готовым войти в Ханаанскую землю.
- Обзор пути от Хорива до Кадеса (1:6-46)
- Обзор странствований Израиля от Кадеса до победы над Сигоном, царём Аморреев (2:1-37)
- Обзор событий в жизни Израиля от победы над Огом, царём Васана, до назначения Иисуса Навина заместителем Моисея (3:1-29)
- Десять Заповедей (гл.5)
- Моисей повторяет десять заповедей и напоминает Израилю, что Бог и они сами избрали его посредником. Моисей призывает евреев обновить завет с Господом, поскольку они стояли на границе Ханаанской земли. Дело в том, что по всей видимости, за исключением Моисея, Халева и Иисуса Навина, остальные были моложе двадцати лет, т.е. родились уже после заключения завета на горе Синай, т.е. Бог водил по пустыне народ, пока в нем не вымерли те, кто помнил о “хорошей” жизни в Египте. Моисей напоминает им, что со времен Авраама они были богоизбранным народом. (1-33)
- Заповедь любить Господа и служить ему, которая повторяется здесь чаще, чем в любой другой книге Ветхого Завета. (гл.6; 11)
- Моисей заповедует бояться и любить Бога на их новой земле и научить этому своих детей (6:1-25)
- Благополучие Израиля в Ханаане будет зависеть от исполнения заповедей Божьих. Могучие деяния Божьи по вызволению их из Египта и поддержанию в пустыне вызвали в ответ любовь и веру в Него, что сопровождалось одновременно заботой о своих братьях и сестрах, особенно бедных, вдовах, сиротах, и чужеземцах. (11:1-25)
- Отношения с Господом никогда не должны быть односторонними. Бог желал, чтобы Израильтяне Ему отвечали: любовью, почитанием, повиновением Его заповедям и не забывали о том, что Он сделал для них. (гл.8)
- Благодарность Богу за новую землю, а также за все Его заботы о них в странствованиях (1-20)
- Истинное поклонение Господу (гл.12-13)
- Должен быть только один жертвенник для приношений Господу (12:1-19)
- Животное можно убить и есть в любом месте, если кровь изливается на землю (12:20-28)
- Подражание служению идолам воспрещено (12:29-32)
- Смерть тому, кто будет подстрекать к идолопоклонству (13:1-18)
- Забота о бедных (гл.15)
- Освобождение от долга и рабства в каждый седьмой год (1-18)
- Всё первородное от крупного и мелкого скота приносится в жертву Господу (19-23)
- Праздники Израиля (гл.16)
- Повеление о Пасхе, о празднике седьмиц и празднике скинии на месте, которое изберёт Господь (1-17)
- Праведный суд для всех и запрещение признаков идолопоклонства (18-22)
- Одна замечательная черта книги Второзакония заслуживает упоминания – законы, регулирующие заботу о немощных людях. Бог дал много заповедей Своему народу, чтобы защитить тех, кого сильные мира сего могли в противном случае беспощадно эксплуатировать: вдов, сирот, чужеземцев, бедных. Люди важнее, чем деньги или владения, поэтому Бог повелел судьям быть беспристрастными в их суде. Основой заботы, требуемой от Израильтян к бедным и слабым, была любовь Божья к своему угнетенному народу в Египте. (гл.26)
- Благословения и проклятия. В своей долгой речи он сделал обзор пути от горы Синай, затем напомнил им о законах, которые Господь раскрыл им, и заключил рядом благословений за послушание закону и проклятиями за неповиновение ему. (гл.27-30)
- Когда народ перейдёт Иордан и напишет закон на камнях, должно быть торжественно провозглашено благословение и проклятие (27:1-26)
- Божьи благословения, если народ будет соблюдать заповеди (28:1-14)
- Божьи проклятия, если евреи будут непослушны (28:15-68)
- Наказания будущим непослушным поколениям (29:18-29)
- Его заповедь близка, “весьма близко к тебе” (30:11-14)
- Выбор: жизнь или смерть, благословение или проклятие. Вот они стояли на границе земли Ханаанской, и Моисей призвал всех обновить их завет с одним Истинным Богом. Бог был готов выполнить то, что Он обещал Аврааму, Исааку и Иакову. Моисей сделал обзор истории начиная с горы Синай, напомнил народу о том, какой бы хотел видеть Господь их жизнь, высказал многочисленные благословения и проклятия: благословение тем, кто хранит завет, проклятия – кто нарушает его. Он призвал людей принять завет и обновиться в верности Богу. (30:15-20)
- Песнь Моисея (гл.32) После того, как Моисей повелел хранить копию закона в ковчеге, он заключил свою речь песней и благословил каждое из племен.
- Господь призывает Моисея на гору Нево (48-52)
- Последнее благословение Моисея (гл.33)
- Книга заканчивается описанием смерти Моисея на горе Нево. (гл.34)
- Моисей увидел Ханаан с горы Нево и умер на ней (1-6)
- Плач Израиля о Моисее; Иисус Навин занял его место (7-12)
- Слово “избирать” в разных формах тридцать раз встречается в этой книге: больше, чем в любой другой книге Библии. Бог избрал народ еврейский не потому, что он был многочисленнее, чем другие народы, или лучше, чем другие народы. Он сделал это по Своей любви и милосердию. Эта тема Второзакония напоминает слова Иисуса в Ин.15,16: “Не вы Меня избрали, а Я вас избрал”.