Книга Судей описывает жизнь Израильтян в Ханаане после смерти Иисуса Навина и перед тем, как Господь дал им царей. Поскольку Израильтяне согрешили перед Господом, не уничтожив всех своих врагов и поклоняясь языческим богам Хананеев, Господь позволил их врагам завоевывать их и разрушать их землю. Когда они обращали свои сердца к Господу, Господь всегда был верен Своим обещаниям и в Своей благодати воздвигал им судей для избавления. Однако всякий раз, когда судья умирал, народ возвращался к поклонению идолам. Грех – наказание – покаяние – избавление – грех… Вот такая взаимообратная связь характерна для книги Судей.
Эта книга привлекает наше внимание к некоторым основным истинам о Боге и о нас. (1) Склонность поворачиваться спиной к Богу и избирать богов своего собственного измышления представляет для нас такую же опасность, как в свое время для Израильтян. Поступая таким образом, мы лишь создаем себе трудности. (2) Мы не можем надеяться на Божье благословение, если мы отвергаем Его и Его волю. (3) Хотя мы можем все запутать в нашей жизни, Бог хранит Свои обетования и прощает нас, когда мы искренне исповедуем наши грехи и стараемся направить наши жизни к Нему. (4) Когда Бог дарует Свое милосердие и силы, ничто не может помешать победе. Чем больше мы полагаемся на Него, тем сильнее мы становимся.
Большая часть книги Судей содержит рассказы о Божьем избавлении через таких вождей, как Аод, Девора, Гедеон, Иеффай и Самсон. Последние главы (гл.17-21) повествуют об увеличении греха Израиля: всякий делал, что желал, и игнорировал Закон Божий. Наиболее важные места:
История левши Аода (гл.3)
История Деворы (гл.4-5)
История Гедеона (гл.6-8)
История Иеффая (гл.10-12)
История Самсона (гл.13-16)
Все Судьи:
- Гофониил, сын Кеназа (3:5-11)
- Аода, сына Геры (3:12-30)
- Самегар (3:31)
- Девора пророчица, жена Лапидофа (4:4-10)
- Гедеон (6:11-18)
- Фола, сын Фуи (10:1-5)
- Иеффай (11)
- Судьи Есевон, Елон, Авдон (12:7-15)
- Самсон (14)
Верность
Вся книга Судей насыщена верностью Бога тому, что Он обещал, начиная от книги Бытия и кончая Второзаконием. Его наказания соответствовали проклятиям, однако Бог показал, что Он милостивый, прощающий Бог, Который пообещал Ханаанскую землю потомкам Авраама, Исаака и Иакова и, несмотря на все их грехи, описанные в этой книге, ни разу не пригрозил отменить обещание. Книга Судей говорит нам о верности и, что даже если мы не верны Богу, то Он все равно верен нам.
ВЕРНОСТЬ | Обещание Божье | Бог выполняет Свои угрозы | Бог спасает раскаявшихся |
2,18 | 2,1-2 | 2,3,15,20-23; 3,8,12; 4,2; 6,1; 10,7; 13,1 | 2,18; 3,9,15; 6,6-8; 10,10-15 |
Книга Судей продолжает и углубляет тему благодати, начатую в книге Бытия . Победы Израильтян происходили не из-за превосходства их сил, но могуществом и благодатью Божиими. Никто из главных судей не был оптимальным кандидатом на руководство обществом: Аод был левшой, Девора – женщиной, Гедеон – младшим сыном в слабейшем колене Манассиином, Иеффай – не просто незаконным сыном, но вдобавок и сыном блудницы, Самсон – назореем, обязанным вести простую религиозную жизнь. Избрав этих лидеров Израильского общества, Бог продемонстрировал, что существует только одна возможность получить избавление – по Его благодати, а не благодаря силам человека или его изобретательности.
Лидеры | Левша Аод | Женщина Девора | Молодой и слабый Гедеон | Незаконнорожденный Иеффай | Назорей Самсон |
6,13 | 3,15 | 4,4 | 6,15 | 11,1 | 13,5 |
Циклы
Наиболее отличительной чертой книги Судей являются циклы – совершение греха, гнет, крик о помощи и избавлении, которые регулярно проходят через всю книгу. В Суд.2,11-19 этот цикл описывается в общем; истории Гофониила, Аода, Деворы, Гедеона, Иеффая и Самсона иллюстрируют его детально. Во всех этих циклах автор делает упор на необходимости подчиняться закону Божьему.
ЦИКЛЫ | Описание циклов | Цикл Гофониила | Цикл Аода | Цикл Деворы | Цикл Гедеона | Цикл Иеффая | Цикл Самсона |
10,6 | 2,11-19 | 3,7-11 | 3,12-30 | 4-5 | 6-8 | 10,6-12,7 | 13-16 |
Грех
Невозможно читать эту книгу и не поразиться количеству и многообразию грехов Божия народа. Здесь можно встретиться не только с идолопоклонством, которое периодически повторялось, но и с другими тяжкими грехами: племенной местью, массовыми убийствами, жертвоприношением детей, проституцией, воровством, гомосексуализмом и групповым изнасилованием. Причины этого плачевного нравственного состояния выражены повторяющимися словами: “В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым”.
ГРЕХ | Зло в целом | Неудача в поражении всех врагов | Идолопоклонство | Смешанные браки | Убийства |
21,25 | 4,1; 6,1; 13,1 | 1,21,27-36; 2,1-3 | 2,11-13,17,19; 3,7,12; 6,10,25; 8,33; 10,6; 17,4-5; 18,14-21,30-31 | 3,5-6; 14,1-3 | 9,5,24,45; 18,27; 19,27-30; 20,5 |
Проституция | Воровство | Гомо-сексуализм | Групповое изнасилование | Гражданская война | “Каждый делал то, что ему казалось справедливым” |
11,1; 16,1-3 | 17,1-2 | 19,22 | 19,23-26; 20,5 | 20 | 17,6; 21,25 |