Значение благодати в Библии

Как понимается слово “благодать”? Это то, что дается даром и незаслуженно? Может ли благодать быть просто милостью или любовью?
Да, читая Библию мы находим милость и любовь имеющим одно общее слово – благодать.
Очень часто на благодать списывают проявление Закона или ставят знак равно, объясняя, что Бог дал евреям Закон как благодать, ведь им же от этого хорошо должно было быть.
Мы слышим, что благодать – это все хорошее, что исходить от Бога. Вы согласны с этим?

Давайте рассмотрим, как в Библии используется это слово и тогда сделаем вывод.
“И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа”. (Бытие 6:7,8)
Ной первым в Библии обрел благодать. До 6 главы это слово не использовалось. Обратите внимание, что Ной обрел, достиг благодати в глазах Бога и Он принял решение дать спасение Ною и всей его семье. За какие заслуги? Написано “праведный и непорочный”. Почему же Бог просто не сказал:
– Ной, ты праведный и непорочный, поэтому я тебя спасу.
Нет, Ной праведностью и непорочностью приобретает благодать!
Здесь праведность не то же самое, что и благодать, а причина, по которой Бог наделил Ноя благодатью и отделил на спасение.

Точно также Бог спасает Лота:
“вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть”; (Бытие 19:19)
Помните, как Авраам торговался с Богом за спасение городов, если в них есть хотя бы 5 праведников? Так вот Лот будучи единственным из всего населения праведником оказался достойным благодати в глазах Бога! Он посылает ангелов и они выводят Лота с семьей из города. Бог ждет пока они дойдут до Сигора, соседнего города, чтобы там переждать уничтожение Содома. Только жена Лота нарушила указание и оглянулась.
Так и вспоминаются слова Христа: “Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия”.(От Луки 9:61,62)

Следующее место, которое говорит о благодати:
“И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы”. (Бытие 39:21)
Не будем останавливаться подробно, т.к. все знают историю, как Иосиф был освобожден из темницы и поднялся до звания второго человека в Египте. Просто обратите внимание, что не сам Иосиф заслужил, а Господь даровал благодать ему в глазах начальника темницы.

В Ветхом Завете много раз повторяется “благодать или благоволение в очах” Господа или других людей. Но еще больше мест можно пропустить даже не догадываясь, что там тоже говорится о благодати.
Например:
“И дал Господь милость народу [Своему] в глазах Египтян, да и Моисей был весьма велик в земле Египетской, в глазах рабов фараоновых и в глазах народа”. (Исход 11:3) 
Переводчики, на свой взгляд, разбавили “благодать” более подходящим по смыслу словом “милость”.
Имеет ли это важное значение? Когда просто читаем текст, то нет, но вот сейчас исследуем слово “благодать” и это очень важно.
Сейчас мы исследуем только слово на иврите חן.
Слово Благодать на иврите

Следите за тем, как дальше это слово используется.
В каждом случае Бог решает достоин человек благодати или нет, От Бога зависит будет ли благодать у одних перед другими.

Моисей оказался избранным человеком из всех людей того времени, но он не знает как заслужить благодать в глазах Бога.
“И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим; и он возвращался в стан; а служитель его Иисус, сын Навин, юноша, не отлучался от скинии. Моисей сказал Господу: вот, Ты говоришь мне: веди народ сей, а не открыл мне, кого пошлешь со мною, хотя Ты сказал: “Я знаю тебя по имени, и ты приобрел благоволение в очах Моих”; итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ. [Господь] сказал: Сам Я пойду, и введу тебя в покой. [Моисей] сказал Ему: если не пойдешь Ты Сам [с нами], то и не выводи нас отсюда, ибо по чему узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих? не по тому ли, когда Ты пойдешь с нами? тогда я и народ Твой будем славнее всякого народа на земле. И сказал Господь Моисею: и то, о чем ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени. [Моисей] сказал: покажи мне славу Твою. И сказал [Господь]: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать – помилую, кого пожалеть – пожалею. И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо.” (Исход 33:11-23)
Чем обрел Моисей благодать в глазах Божьих?
Давайте серьезно признаем, что Моисей ничего не сделал для того, чтобы Бог нашел в Моисее благодать. Это Сам Бог позвал его в пустыне, Сам Бог вернул Моисея в Египет и защитил перед фараоном, Сам Бог указал как вывести народ из Египта и потом в пустыне Сам Бог руководил Моисеем.
Моисей просто исполнял волю Бога, когда Тот говорил ему что нужно делать и говорить. Вся заслуга благодати Моисея лежит целиком и полностью на Боге.
Встает только вопрос – почему Бог избрал Моисея?
Ответ написан в книге Чисел: “Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле”.(Числа 12:3)
Именно это и было решающим фактором в выборе служителя для такого ответственного дела – вывод евреев из Египта в землю обетованную.
Нужен был кротчайший человек, который точно и без своеволия выполнит все указания Бога.
Но, дальше интереснее!
Пророк Захария пишет:
“Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф. Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? ты – равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: “благодать, благодать на нем!” И было ко мне слово Господне: руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам”. (Захария 4:6-9)
Что это напоминает вам? На ком благодать?
Въезд Христа в Иерусалим:
“народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!(От Матфея 21:9)
Да, Он самый, народ встречающий Христа благословляет Его и кричит Осанна! Вы еще не поняли в чем заключается благодать?
Христос как сказал:
Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?(От Матфея 21:42)
Христос и есть тот самый камень в основании от которого и строится все.
Христос, как и Моисей, выполняет волю Отца Своего.
Вспоминайте:
1. Крестится в Иордане, как и Моисей провел по дну моря народ и это было прообразом крещения народа.
2. 40 дней постился в пустыне, как и с Моисеем 40 лет в пустыне народ ходил.
И когда возвращается домой, то удивляются откуда в Нем благодать такая взялась?!
“Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?” (От Луки 4:17-22)
И снова встает вопрос, а что за благодать такая, что она заметна даже окружающим?
Вспоминайте, за что Бог выбрал Моисея? Кротость!
А как Христос шел на Голгофу?
“как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих”.(Деяния 8:32)
В Новом Завете используется греческое слово Χάρις, которое также переводится на русский используя много синонимов.
Можно сказать с уверенностью, что все стихи упоминающие благодать, которые мы сегодня прочитали, говорят об одном – присутствии Божьем и то, что не от человека, но от Бога исходит.
Моисей просил об одном- чтобы Бог был с ним. Иосиф боялся потерять связь с Богом, и когда к Ною Бог обратился – это было благодатью.
Смотрите как Христос явился в этот мир:
“И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца”. (От Иоанна 1:14)
Сам Бог явился чтобы Своим присутствием обновить этот мир. Усыновить всякого человека, который последует за Христом. Без личного присутствия Бога на земле невозможно было совершить примирение человека с Богом.
Сейчас главный вопрос – был ли Закон благодатью для евреев?
Да, для евреев это было благодатью, но цель Бога это спасти все человечество, а не один только избранный народ. Поэтому Христос является той благодатью, которой спасается всякий исповедующий Его своим Искупителем.
“И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил”. (От Иоанна 1:16-18)
Если разобрать этот отрывок, то обнаруживается, что благодать мы приняли вместо благодати, т.к. в греческом стоит слово αντί, которое скорее используется в значении “вместо или взамен”.

Важно помнить, что данный закон через Моисея был в то время единственным выходом для сохранения народа, который будет следовать за Богом и не отступит в язычество. Закон выполнил свою функцию ко времени прихода Христа.
Поэтому став жертвенным агнцем на Голгофе Христос стал выше закона Моисеева.
У желающих соблюдать закон можно спросить, а зачем тогда Христос умирал?
Нельзя не обратить внимание на еще один важны момент, что в греческом тексте: “ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.”  нет усилительной частицы “же”. В тексте нет противопоставления, но констатация факта, что закон через Моисея Бог дал, а благодать и истина произошла через Иисуса Христа.
Что это может означать? А то, что мы нигде не найдем, что закон обладает качествами благодати и истины, которая исходит напрямую от Бога.
Апостол Иоанн однозначно написал, что благодать Христа наступила вместо благодати закона.
“Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий.” (Деяния 13:38,39)
Об этом проповедовали и апостолы. Не закон они проповедовали, а спасение исключительно по благодати данной Христом, которая есть Его присутствие и искупительная жертва на Голгофе.
“хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.” (Деяния 2:47)
И здесь слово “любви” та же самая благодать – χάρις, как и говорилось, это синонимы используемые переводчиками.
Но это не уменьшает значение слова, потому что она реальна, ее можно почувствовать и даже увидеть:
“Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;” (Деяния 11:22,23)
Как?
Христос перед вознесением сказал, что пошлет нам Духа Святого, который обеспечит верующим присутствие Божье, наполнит дарами, научит и наставит и наполнит благодатью всякого, кто призовет Иисуса Христа в свою жизнь.